Среднеазиатская овчарка

Среднеазиатская овчарка или алабай - это уникальная порода. Узнать и понять азиатскую овчарку - значит навсегда полюбить ее. Азиат - сильная личность, самостоятельная и немного своенравная, и бесконечно преданная своему хозяину.

Среднеазиатская овчарка - древняя порода сторожевых пастушьих собака и происходит от древних догоподобных собак Тибета.

Не подлежит сомнению утверждение в том, что нельзя сохранить породу, не сохранив методы, суть разведения. Однако, многие заводчики данной породы, особенно начинающие, не совсем ясно представляют себе, в чем именно она состоит, или же невольно искажают ее. Очевидно, что причина такого положения вещей состоит как раз в незнании или забвении методов, по которым велся долгий многовековой отбор.

Необходимо вспомнить, когда и в каких условиях они развивались. В связи с практически полным отсутствием плодородных земель, земледелие не доставляло нужных для жизнедеятельности людей продуктов. Основой жизни людей в этих регионах являлось животноводство, а именно овцеводство как самая неприхотливая его отрасль. Именно овцы давали пищу, одежду, топливо для очага.

С утратой скота человек в условиях пустынного или резко континентального климата неминуемо сталкивался с голодом и смертью. Главным помощником человека, разделяющим его нелегкую жизнь и помогающим в тяжелейшей борьбе за выживание, была караульная собака, способная бороться с основным врагом скотоводов - волком. Понятно, что отбор собак велся только по рабочим качествам и очень жестко, слишком высокой была ставка, и главным требованием, предъявляемым человеком к собакам, была сохранность отары. Обеспечить это могли только собаки с очень устойчивой психикой, большой силой духа, помогающей выдержать тяжелую жизнь, трезво и быстро оценивать обстановку, не поддаваться панике и не бросать свой пост ни при каких обстоятельствах. Именно сила духа определяет все прочие достоинства: бесстрашие и смелость, выносливость и неприхотливость, терпеливость к боли и лишениям. Именно по силе духа веками выбирали себе чабаны помощников-собак, "духовитости", как они ее называют, именно она определяет место каждой собаки в стае. Поэтому физически более сильное и развитое, но слабое духом животное никогда не будет доминировать, не займет место вожака. Все прочие собачьи стати: рост, окрас шерсти, размеры и форма головы и т.д., никогда не шли в сравнение с главным достоинством характера этих собак - силой духа. Победу в любом бою - ринговом ли или с настоящим противником обеспечивает не тактика и техника его ведения и уж тем более не физическое преимущество, а только максимальная сила духа, всегда подчиняющая себе грубую физическую силу.

Отбор щенков велся с самого рождения и, безусловно, это были самые сильные и жизнеспособные щенки. Лучшая среда для воспитания щенка - стая со сложившейся иерархией. Здесь каждый день в бесконечных полуиграх - полубоях оттачивались приемы ведения боя, приобретались необходимые навыки, определялось место каждой собаки в иерархии. Поведение собаки в стае и определяло выбор чабана. Безжалостно выбраковывались, проще говоря, отстреливались как трусливые и неуверенные в себе, так и излишне злобные и агрессивные, в том числе к человеку собаки. Агрессия к хозяину не допускалась в принципе, ее не могло быть по определению, т.к. чабан с собаками находились вместе круглосуточно и круглый год, собаки содержались вольно, без привязи. Интересно и то, что выбраковывался также и чрезмерный бойцовский пыл, стремление к частым дракам с себе подобными, как признак излишней возбудимости. Частые стычки, стремление к постоянному выяснению отношений, борьба за лидерство вносят смятение в слаженность работы стаи, следовательно, также являются нежелательными. Стала понятной и услышанная как-то из уст чабана фраза: "Когда на кошаре две собаки часто дерутся между собой, одну из них мы пристреливаем". Современный чабан ведет отбор практически по тем же правилам, что и раньше, просто и здраво объясняя его: "Я не хочу проснуться нищим".

Традиция проводить собачьи бои существует давно, это было одним из немногих и редких развлечений в те небогатые событиями времена. Здесь не было места жестокости и насилию над животными, и были строго установлены возрастные и весовые категории. Проводились такие бои в основном весной да осенью во время свадеб, в ряду других нехитрых развлечений: скачек, бараньих боев или борьбы между молодцами-батырами. Собаки, попадавшие в ринг, были из разных мест, следовательно, это не вредило основному требованию, предъявляемому к ним - слаженности работы стаи. Но все- таки основную часть времени и люди и собаки посвящали работе, да и отгонное овцеводство делало невозможным частые встречи на боевых рингах. Хорошие волкодавы ценились очень высоко, от них старались вести племенные линии, никому не нужны были лишние травмы собак.

Человек веками приучал собак-волкодавов правильно реагировать на проявления жизни, благодаря долгим усилиям всех безвестных селекционеров были получены собаки, способные, с одной стороны, полностью подчиняться человеку, с другой - в необходимой ситуации проявлять самостоятельность в решениях. Нелегкая жизнь, взаимозависимость собак и человека породили и особые отношения: доверие, уважение и любовь. Человек как главный вожак стаи обретал чувство безопасности и спокойствия и взамен как мог, заботился о своих верных помощниках, делился пищей и лечил их раны.

Существующее же чрезмерное увлечение боями ло-мает все устои, калечит психику собак. Излишняя погоня за развитием бойцовых качеств приводит к тому, что щенка с детства приучают к дракам, всячески поощряют инициативу, подталкивают и науськивают его. При этом забывая, что все прославленные в Средней Азии собаки-легенды, как раз отличались своим долгим нежеланием вступать в бои, не уходя, но и не начиная их, и проявили свой характер только к трем годам, т.е. тогда, когда и физически, и психологически сложились как собачьи личности.

Что же касается непосредственных встреч бойцовских волкодавов с настоящим хищником, то и здесь они ведут себя неадекватно. Попытки привозить на бои давно содержащегося в неволе хищника результатов не дают, собаки на него почти не реагируют. Зато доставленная в ринг свежая волчья шкура внесла такое смятение в ряды прославленных бойцов, что многих из них пришлось буквально ловить, они в ужасе разбежались, а адекватно отреагировал лишь совсем неказистый с виду и далеко не самый лучший ринговый боец. В конечном итоге, бойцовские овчарки почти совершенно утратили главное: стайный метод работы, всегда применяемый среднеазиатскими овчарками. Главным для аборигенных овчарок всегда была не индивидуальная победа над хищником, что само по себе неплохо, а сохранность отары.

К тому же, широкое распространение боев, повальное увлечение ими появилось сравнительно недавно, около 20 лет назад и по времени совпало с перестройкой, возможно, оно связано с всеобщим ожесточением людей от ломающегося на их глазах привычного уклада жизни, переориентации ценностей и т.д. По сравнению со всей историей развития породы среднеазиатская овчарка такой промежуток времени ничтожно мал, но последствия его трудно оценить. И победы: в шоу - соревнованиях, и чемпионство в боевых рингах - две крайности, следуя которым, среднеазиатская овчарка почти полностью растеряла ту вековую народную рациональность, терпеливо закладываемую в нее народами Средней Азии.

Безусловно, нужно учитывать и поддерживать врожденный бойцовский дух собак-волкодавов, и как это сделать в современных условиях - повод для серьезных раздумий всех профессионалов в разведении. Однако при этом необходимо помнить, что в боях собак все так же, как в спорте: зарядка полезна всем, а профессиональный спорт часто экстремален для организма, ведет к травмам, стрессам, иногда и инвалидности.

Хочется надеяться, что нам все-таки удастся сохранить здравое зерно, переданное нам предыдущими поколениями.

Сиба-ину

Bыносливая и неприхотливая собака, отличается спокойным независимым характером и чистоплотностью. Телосложение пропорциональное, индекс растянутости 110. Высота в холке кобелей 38,5 – 41,5см, сук 35,5 – 38,5см. Вес 8 – 12кг. Голова широкая во лбу и скулах. Переход ото лба к морде хорошо выражен. На лбу продольная бороздка. Морда наполненная, губы плотные. Прикус ножницеобразный. Уши небольшие, широко расставлены, треугольные, слегка наклонены вперед. Глаза небольшие, чуть раскосые, желательно темно-коричневого цвета.

Сиба-ину от природы очень бдительны, они отличные сторожа, но в основном охотники применяли Сибв-ину для охоты на мелкую дичь, а также на кабана, оленя и даже медведя.. В переводе с японского «сиба» означает «небольшая собака из заросшего кустарником леса». В становлении современного сиба-ину принимали участие три типа японских собак: син - сю, из префектуры Нагано, мино, из префектуры Гифу и сан-ин с северо-запада страны. Сан-ин – черно-белая, пятнистая собака, более крупная, чем сиба. Син-сю имели чаще рыжий окрас, мягкий подшерсток и грубый игольчатый остевой волос. У мино окрас был темно-красным.Все эти древние породы имели малые стоячие уши, круто завернутый на спину хвост и глубоко посаженные глаза треугольной формы. Эти собаки разводились для охоты.

Характер у шиба очень своеобразный. Она очень сообразительна и умна, своего хозяина безмерно любит, но постоянно дает ему понять, что для поддержания жизни не особенно в нем нуждается.

Привлекательная наружность и идеальные размеры делают ее одной из самых популярных японских пород собак, вывозимых на Западе уже много лет.

наверх

© Херувим 2009. Все права защищены. Любая информация и фотографии с данного сайта могут быть использованы только после получения письменного разрешения владельцев